Давний обычай украшать печи и камины керамическими плитками вновь обретает жизнь.

Изразец — слово исконно русское, произошедшее от древнего «образец». Так называли до конца XVII в.

керамические украшения для наружных стен храмов, дворцов и облицовки печей в парадных покоях.

Само искусство архитектурной керамики имеет давнюю историю. Корни его уходят во времена Древнего Египта, Ассирии и Вавилонии.

Широкое распространение керамических плиток в архитектуре разных стран не могло обойти и Русь.

Однако русские мастера по-своему использовали изразцы — в украшении экстерьера и интерьера здания, что сделало этот вид искусства уникальным и неповторимым. Постепенно, с изменением моды, нравов и вкусов людей, изразцы были вытеснены другими материалами. В наше время мы более знакомы с кафельными «одежками» стен и отопительных сооружений. В этом есть некоторая обделенность. Как часто порой эти кафельные плитки досаждают, отваливаясь от печи или камина. А секрет прост. Изразец не приклеивался к стенам, как современная плитка, а крепился с помощью коробки — румпы, которая несла и функции сохранения тепла. Таким образом, декоративные задачи решались не в ущерб технологическим. Существует несколько причин, по которым изразцовые печи и камины можно поставить на верхнюю ступень пьедестала.

Во-первых, их долговечность. Посмотрите на голландки, находящиеся в Эрмитаже, или камины, украшающие дворец Меньшикова, ведь им уже несколько столетий. Такая долговечность достигается за счет применения керамики и качественного кирпича, которые изготовлены из одного и того же материала — глины, и имеющие одинаковое термическое расширение.

Рис. 13. Вариант открытого декоративного камина
Рис. 13. Вариант открытого декоративного камина

Рис. 14. Вариант открытого декоративного камина
Рис. 14. Вариант открытого декоративного камина

Рис. 15. Вариант декоративного камина
Рис. 15. Вариант декоративного камина

Рис. 16. Вариант декоративного камина из фасонного кирпича
Рис. 16. Вариант декоративного камина из фасонного кирпича

Во-вторых, их экологичность. При сборке камина или печи совершенно не используются материалы вредные для окружающей среды, атмосфера в доме остается экологически чистой. Изразцы за счет усадки не имеют микротрещин и печные газы не выходят в помещение. Разработанный сотни лет назад способ монтажа также не способствует этому.

В-третьих, изразцовые печи и камины невероятно экономичны. Специальная технология изготовления и монтажа позволяет оставлять между кирпичной кладкой и собственно поверхностью изразца некоторое пустое пространство, заполненное мелким кирпичным щебнем и песком. При протапливании очага оно нагревается, а затем медленно и постепенно отдает тепло в течение значительного промежутка времени. Температура в этих пустотах достигает 100 °С, что совершенно не влияет ни на кирпич, ни на изразец, так как они не перевязаны между собой, и разные тепловые коэффициенты расширения материалов компенсируются за счет пустот, которые сохраняют тем самым кирпич и изразец, не позволяя им разрушаться. Теплоотдача и теплоаккумулирующая способность значительно выше у очагов, облицованных изразцами, так как за счет компенсации расширения они сильно не перегреваются, а значит гораздо меньше подвержены разрушению от сильных перепадов температуры, и такие очаги служат десятки, а то и сотни лет.

В-четвертых, самое главное преимущество изразцового очага — это его красота. По своей сути изразцы — это «конструктор», элементы которого можно компилировать, добавлять или убирать некоторые детали. Изразцы могут быть различной формы: прямые, полукруглые, угловые, наклонные и т.

д. Они бывают рельефные и с росписью. Цвета изразцов могут быть самые разнообразные (кстати, глазурованная поверхность, в отличие от кирпичной, легко моется).

Если придумывать камин, который должен отразить русские настроения, то велико искушение изобразить его в дизайне привычной русскому взору печки. Сам камин — не русское явление. Холодно нам с камином. Не Франция и не Англия. Это Петр I привез нам камин. Он оказался у нас как элемент, сопутствующий модному тогда в Европе стилю барокко. Найти интересное решение на заданную тему, не прибегая к конкретным символам, шаблонам, задача не простая.

Предпринята попытка создать такое настроение, характер, которые были бы приятны русской душе.

Прежде всего чисто белый цвет камина, далее, основательность формы, разделенной в нужных пропорциях деревянной полкой. Яркие пятна изразцов с характерным рельефным рисунком удачно контрастируют со звенящим белым фоном. По интенсивности цвета они подбираются так, чтобы низ камина оказался более темным — это еще раз подчеркивает основательность, качество.

Как и на всех старинных печах, изразцам задают стандартный размер — модуль. Он придает прихотливой форме камина логику и строгость. Камин не очередное кресло в комнате. В абсолютном большинстве случаев он становится главной фигурой, доминирующей в помещении.

Процесс формирования интерьера, включающего камин, неоднозначен. Иногда требуется вписать камин в уже заложенную интерьерную идею, иногда он сам диктует тему. Но в любом случае нельзя допускать случайности, здесь случайность будет абсолютной ошибкой. Выбор темы характера камина должен происходить в диалоге с заказчиком. Хорошо, если при atOM присутствует профессионал-дизайнер по интерьерам. Достоинства заказчика это не умаляет: очевидно, что человек, способный оплатить серьезную стройку или значительный ремонт, тоже достойный профессионал, но в своем деле. Как правило, диалог всегда приводит к согласию, и с этого момента заказчик, иногда сам того не ведая, становится соавтором. Требования заказчика — как уравнение в школьной задаче, и решить ее нужно без ошибки, учитывая не только эти требования, но и особенности дизайна.

Рис. 17. Дизайн-проект камина облицованного глозурованным кирпичом
Рис. 17. Дизайн-проект камина облицованного глозурованным кирпичом

Рис. 18. Вариант открытого камина
Рис. 18. Вариант открытого камина

Рис. 19. Вариант открытого декоративного камина
Рис. 19. Вариант открытого декоративного камина

Рис. 20.  Дизайн-проект русской печи-камина
Рис. 20.  Дизайн-проект русской печи-камина

Смотрите также

Монтаж и настройка регулятора тяги
В задней верхней части котла приварена гильза для установки регулятора тяги котла. Втулку регулятора тяги необходимо завинтить (уложить) в указанную гильзу водонепроницаемым образом, прибор завинч ...

Текущий ремонт
5.1 Все работы по текущему ремонту должны производиться в соответствии с п.п. 3.2;3.3;3.4;3.5 настоящего РЭ. 5.2 Текущий ремонт выполняется слесарями не ниже второго разряда. ...

Формовые огнеупоры и установка их в топке котла
Рисунок 4 - Формовые огнеупоры 31. Вкладыш из жаропрочной керамики. 32. Жаропрочная керамика - плита камеры сгорания. Передний вкладыш из керамического материала (рис.4) при чистке котла вынима ...