Рис. 101. Печи: а - отопительная печь («голландка») с вертикальными дымооборота-ми,

Рис. 101. Печи: а - отопительная печь («голландка») с вертикальными дымооборота-ми, б - эпюра разницы статических давлений вне печи и внутри печи (разрежения) при отсутствии потока дымовых газов при закрытом поддувале (буквы соответствуют месторасположению реперных точек на левой схеме печи, стрелки указывают, что воздух всюду «всасывается» в печь при закрытом поддувале), в - отопитель-но-варочная печь («шведка») с обогревательным щитком с вертикальными дымооборотами. 1 - топливник (камера сгорания, топка), 2 - дверка (крышка, заслонка) проёма (жерла) для закладки дров, 3 - воздухозаборное отверстие с заслонкой (задвижкой, затычкой), 4 - металлическая плита (чугунная, стальная) теплообменная (варочная), 5 - возможные местоположения растопочных задвижек (летних дымоходов), 6 - основной поток дымовых газов, 7 - внутренние стенки дымооборотов (рассечки), 8 - верхнее отверстие в рассечке -перевал, 9 - нижнее отверстие в рассечке - подвертка, 10 - нисходящий дымовой канал, часто состоящий из нескольких каналов для уменьшения сопротивления, 11 -нижний канал,очень ценный тем, что в нём скапливается основная доля сажи и кон-денсатных спёков (в то же время его легко очистить), 12 - нисходящий поток тяжёлого холодного воздуха в дымовой трубе.

Затем топку (горнило) в печи стали делать тоннельной - арочной (углублённой), а над открытым устьем стали устанавливать вертикальную вытяжную трубу (дымник, впоследствии оборудованный расширением-зонтом), выводящую продукты сгорания в атмосферу, минуя помещение.

Рис. 102. Котлы: а - котёл паровой машины на примере паровоза, б - бытовой водогрейный

Рис. 102. Котлы: а - котёл паровой машины на примере паровоза, б - бытовой водогрейный котёл отопительный, набранный из отдельных литых чугунных секций, стянутых шпильками (вид сбоку в разрезе и вид спереди), в - двухконтурный котёл бытовой стальной (с с возможным подключением конденсатора-теплообменника, конденсирующего пары воды из дымовых газов), г - котёл водогрейный с промежуточным теплоносителем конденсационный. 1 - дверка топки, 2 - топка чугунная водоохлаждаемая (огневая коробка), 3 - кожухотрубный теплообменник (жаровые трубы), 4 - поверхность кипящей воды, 5 - брызгоотделитель (сухопарник), 6 - дымовая труба, 7 - дымовая коробка, 8 - паровая машина (цилиндр, поршень, золотник), 9 - зольник (многобункерный ящик) для сбора и накопления шлака с колосниковой решёткой и поддувальными отверстиями, 10 - тендерная ёмкость с запасом воды, 11 - тендерный ящик с запасом угля, 12 - паровая магистраль, 13 - выброс отработанного пара с увеличением тяги топочных газов, 14 - кривошип-но-шатунный механизм (поршни, ползунки, шатуны, дышла ведущие и сцепные, колёсные пары), 15 - патрубок вывода горячей воды, 16 - дверка для прочистки дымохода, 17 - дверка для загрузки твёрдого топлива (дров, угля), 18 - дополнительные теплообменные трубы (перемычки чугунных секций), 19 - дымовой канал (дымоход), 20 - комбинированная дверка для розжига топлива, чистки и подачи воздуха, 21 -поддувальная решётка с водоохлаждаемыми и неохлаждаемыми колосниками, 22 -наборные чугунные секции, 23 - патрубок ввода холодной воды, 24 - дверка дополнительная для подачи воздуха, чистки зольника и шуровки колосниковой решётки, 25 -водоохлаждаемый корпус, 26 - трубчатый теплосъёмный элемент, 27 - конденсирующее устройство для рекуперации тепла, 28 - поверхность кипящей воды, 29 - трубчатый конденсатор - нагреватель воды, 30 - предохранительный клапан.

Такие «белые» печи были распространеныны в Центральной Европе ещё в XI веке, но до XX века сохранились только в России (благодаря наличию лежанки и из-за отсутствия в деревнях металлической посуды) и стали называться «русскими» (духовыми).

Русские печи топились разжиганием огня (костра) на глухом поде при открытом устье печи, поэтому подсасывали (как и камины) в дымовую трубу большие избыточные массы воздуха. Впоследствие входные проёмы печей стали прикрываться листовой железной заслонкой. В результате дозирования воздуха в топливнике появилось разрежение за счет тяги дымовой трубы, что позволило создать дымооборотные печи.

Страницы: 1 2 3 4 5 6