Бани в городах сейчас находятся в состоянии глубочайшего идеологического кризиса. Если в сельской местности к баням попрежнему (как и ранее тысячелетиями) относятся в первую очередь как к повседневному гигиеническому мытью (поскольку мыться порой больше негде), то в городах (уже давно привыкших к квартирным ваннам и душам) под банями все чаще понимают (даже на дачах) просто жаркие помещения, в которых можно делать все, что угодно, но только не мыться. Сейчас городская молодежь зачастую даже не знает, что в банях можно не только париться (в смысле греться-развлекаться), но и мыться.

Еще хуже то, что к баням в городах стали относиться с явным предубеждением, причем не только как к техническому анахронизму, но и как к очагу аморальности. Как говорится, для иного прокурора нынче в России посещение бани может окончиться неприятностями по службе, а то и концом карьеры. Это обусловлено тем, что не выдержав конкуренции с квартирными ваннами и душами, бани, оставшись «не у дел», стали трансформироваться в некие теплые воздушные процедуры и перемещаться в сторону сомнительных сфер досуга, развлечений, общений и лечений. Но изменяется ли при этом коренная суть бань? Ведь и раньше в области известных человеческих пороков бани не имели себе равных, и католическая церковь беспощадно боролась (из-за упадка нравов) с общественными паровыми банями веками. Иными словами, возникает вопрос, чем же являются бани по своей коренной сущности - то ли мытьем, то ли просто купанием, то ли банальной жарой, то ли любой паровой или особой потельной, контрастной, массажной, развлекательной или еще какой-нибудь иной процедурой? И что важнее в банях - техническая суть (конструкция) или потребительские свойства (назначение)?

Исторически термин «баня» впервые возник три тысячи лет тому назад в Древней Греции («банио») как понятие очищения (и телесного, и душевного) именно водой. Такая трактовка бани развилась затем и в Древнем Риме ( народнолатинское «банеум»), а потом через христианство распространилась по всему миру как понятие именно водной процедуры. В Киевскую Русь слово «баня» проникло тоже как церковный термин (из Константинополя «от греков») в качестве синонима древнеславянским понятиям «мовня» (омовение) и «мыльня» (мытье). Греко-латинский ( общеевропейский) термин «баня» до сих пор на всех европейских языках означает «купание вообще» (любое очищение водой). Но не в России!

Дело в том, что россияне, признавая баню купанием (мытьем), терминологически четко отличают бани от ванн и душей. Бани «по-русски» -это все то, что совсем не похоже на ванны и души, а именно то, что было в нашей стране до ванн и душей. Так что русские бани являются более узким понятием, чем европейские «купания вообще» - являются лишь одним из видов купаний, что и обуславливает многочисленные недоразумения и непонимания. Еще большую путаницу внесли финны-суоми, которые в чисто рекламных целях назвали термокамеру сауной, а саму сауну провозгласили чисто тепловой воздушной процедурой (потельной), никак не связанной с водой и мытьем. К сожалению, такая выхолощенная трактовка бани нашла сторонников и в нашей стране. Четче всех это выразил классик русских саун А.Разоренов - «сколько, мол, можно мыться, мы и так чистые» (БАНБАС, 4/16, 2001 г., стр. 64). В частности, среди горожан распространилось безхитростное мнение, что и русская баня - это просто парилка (не приспособленная для купаний водой деревянная термокамера с печкой-каменкой), где можно попотеть (но не мыться!) в жаре (либо в сухом зное, либо в паре) перед душем.

Страницы: 1 2 3 4 5