Сам по себе банный принцип реализуется в трех формах - потовой бани, паровой бани и классической русской бани. Потовая баня самая древняя и самая естественная, заложенная в саму физиологию человека. Греясь у жарких костров, древние люди неизбежно потели и, расчесываясь, удаляли загрязнения с кожи. Несмотря на примитивизм, потовая баня успешно использовалась в Древнем Риме при высоком уровне цивилизации (раздел 8.4).

Паровая баня - это мытье горячей росой. При плескании воды на раскаленные камни образуется водяной пар, который затем конденсируется на голом теле в виде «кипятка», пощипывающего кожу. Для усиления выделения росы с одновременным расчесыванием использовались веники из ветвей деревьев. Такие паровые бани были известны и у всех кочевых народов, и у всех оседлых, были развиты в древнегерманских племенах VII века. В связи с церковными запретами (по причине упадка нравов при совместном мытье), германцы (франки, англосаксы, датчане, норвежцы, шведы и др.) постепенно стали мыться в купелях, а паровые бани сохранились преимущественно у языческих восточных славян.

Классическая русская баня - это мытье всего тела в тазу (шайке) со сливом воды непосредственно на пол под ноги. Такая баня уже требует специального нагрева компактной воды (сбросом раскаленных камней в воду или кипячения воды в посуде). Получила распространение в России преимущественно в городах и богатых усадьбах, видимо не ранее XIII-XV веков, а в XX веке ставшая основным видом бань, постепенно переходящих в ванны и души. Так, первые в нашей стране редакции Строительных норм и правил СНиП П-В.11-55 и СНиП П-Л.13-62 официально подразделили все общественные бани на «русские бани (русского типа) с тазами» и на «душевые бани», причем те и другие могли иметь парильные отделения. Подчеркнем, что начиная с XIX века в российских городах термин «баня» (применительно к общественным баням) носил скорее общеевропейский смысл как «купание вообще». И лишь во второй половине века бани в умах горожан окончательно стали пониматься как «отсталые методы мытья, отличные от ванн и душей».

Церковный термин «баня» в ІХ-ХІІ веках с трудом приживался в языческой Руси, а затем в многонациональной России. Достаточно вспомнить, что если Киев крестился в 988 году вполне мирно, то в Новгороде людей приходилось насильно тащить и бросать с мостов в Волхов и с помощью оружия захватывать капища и уничтожать статуи языческих божеств (особенно Перуна - бога воинов), в результате чего Владимиру пришлось перебить половину населения города. Долгие века церковный термин «баня» означал скорее сам процесс омовения, чем некое помещение для омовения (и не только в России). Помещения же для бань были самыми разными и постоянно изменялись с ходом технического прогресса. Поэтому, указать на какую-нибудь конкретную конструкцию как на «настоящую русскую баню» или «настоящую паровую баню» невозможно - все они «настоящие».

Так, древнегерманские паровые бани с вениками обустраились в полуземлянках (шалашах из бревен, засыпанных грунтом) и назывались «басту» ( от «badestube» - комната для мытья). В Древнем Новгороде бани обустраивались в бревенчатых мыльных «избах» (от забывшихся слов типа «избаг» или «истьбак»), занесенных, видимо, варягами из Вагрии (славянского балтийского Поморья) вместе с хлебными курными печами ( «back», «bage» - «багряная» печь, «вагранка»). В Древнем Киеве бани обустраивались в землянках (ямах, перекрытых накатом из бревен) и назывались «истобками» или «изтопками», то есть отапливаемыми помещениями ( «топка» - по-славянски место для костра). Именно в истобке Ольга сожгла послов от древлян, убивших ее мужа князя Игоря, а затем по наивности решивших сватать ее за их князя Мала. У западных славян землянка называлась «лазней». У древних финнов парные бани обустраивались в землянках «саунах» (от «savimen» - дымный). На средней и нижней Волге преобладали землянки-пещеры (на обрывах рек) с подпольными печами типа восточных.

Страницы: 1 2 3 4 5